Итоги развития за 2015

Итоги социально-экономического развития муниципального районаЕлховский Самарской области за 2015 год и перспективы развития на 2016год.

В послании Губернатора Самарской области Николаем Ивановичем Меркушкиным было отмечено: «Решение самых главных проблем при дефицитном бюджете и назревшем кризисе не должно помешать в реализации намеченных планов».

Изменившаяся в стране экономическая ситуация потребует корректировки наших планов, может отдалить некоторые наши цели. Но маховик позитивных, созидательных перемен в Самарской области начал раскручиваться и набирает обороты.

Налицо положительная тенденция в социально-экономическом развитии территории, которая характеризуется на сегодняшний день стабильной ситуацией на рынке труда, ростом среднемесячной заработной платы во всех сферах, отсутствием просроченной задолженности по ее выплате, сохранением, в целом, благоприятной демографической ситуации.

Главной целью социально-экономического развития в 2015 году, как и в 2014 году являлось — повышение качества и уровня жизни населения в условиях продолжающегося финансового кризиса и дефицита бюджетных средств для решения вопросов местного уровня, создание условий для инвестиционной привлекательности, создание эффективной, ориентированной на конечный результат социальной инфраструктуры.

Успешно продолжается работа по выполнению социально-экономических показателей, механизм реализации которых предложен был Главой региона Меркушкиным Николаем Ивановичемеще в 2013 году.Данный механизм с каждым годом набирает обороты, позволяет нам получать средства в зависимости от достижения определенных показателей социально-экономического  развития на своей территории.

По итогам 2015 года наш район выполнил план по закупке молока во всех категориях хозяйств на 122,1%. Наилучшие результаты достигли сельские поселенияБерезовка (192,9%), Теплый Стан (163,1%) и  Красное Поселение (выполнение 143,7%).  Сельским поселением Елховка не выполнен план по закупке молока, выполнение составило всего 63,9%.

На 129,4 % районом выполнен план по «Объему закупок скота и птицы во всех категориях хозяйств»: закуплено 199,2 тонны при плане 143 тонны. Лидирует сельское поселение Теплый Стан (выполнение 194,6%),Красное Поселение – 191,3%,  Березовка (выполнение 139,1%).

Также перевыполнили план сельское поселение Никитинка(122,5 %), Сухие Аврали (110,6 %), Красные Дома -116,9%, Елховка 102,9 %.

Выполнен на 103,1% план по показателю «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам экономической деятельности «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»»,на 113,2 % выполнен план поголовья коров на конец 4 квартала 2015 года – хорошо сработали в данном направлениивсе сельские поселения. Лидируют сельские поселения Березовка (выполнение составило 149,8% к плану года), Теплый Стан (116,2%) и   Красные Дома (109%).

На 103,5 % выполнен по району показатель «Производство молока во всех категориях хозяйств за январь-декабрь 2015 года», на 117,4% выполнен план по производству скота и птицы на убой (в живом весе) во всех категориях хозяйств за 2015 год, или 1385,5 тонн мяса при плане 1180,0 тонн.

Из-за дефицита бюджетных средств не в полном объеме выполнен план «по степени обеспеченности общедомовыми приборами учета многоквартирных домов»: при плане 74,6% фактически обеспечено 68,5 %.

Темп роста среднемесячной номинальной заработной платы работников (ноябрь 2015 года к ноябрю 2014 года составил в целом по району- 105%.

Не выполнен план по «объему поступлений в местный бюджет собственных доходов, за исключением безвозмездных поступлений и доходов от продажи материальных и нематериальных активов»:исполнение плана по району составило –86,9%, сельские поселения Никитинка,Сухие Аврали  и Теплый стан перевыполнили плановые значения показателя: исполнение составило 123,6 %;111,7% и 100,9% соответственно. Из-за недостаточно проводимой работы по выполнению плана поступлений собственных доходов, только от одного показателя недополучено в консолидированный бюджет района — 5,9 млн. рублей (при плане 44,8 млн. рублей фактически поступило 38,9млн.рублей.).

До 2013г. большая часть финансовых средств, получаемых местными бюджетами из регионального бюджета, носили строго целевой характер.    Теперь мы получили более широкие возможности  самостоятельно  зарабатывать и распределять полученные средства на решение проблемных вопросов.

Но претендовать на получение стимулирующих субсидий можно только при выполнении определенных показателей социально-экономического развития. И чем результативнее будут эти показатели, тем более наполненными будутнаши бюджеты.

Сегодня от нашей добропорядочности, исполнительности, работоспособности и сознательности зависит наполняемость бюджетов района и входящих в его состав  поселений.

По результатам 2015года, новая система позволила району получить дополнительно в консолидированный бюджет 20,8 млн. рублей, на 2015 год запланировано 21,3млн. рублей, в том числе 9,5 млн. рублей в бюджеты сельских поселений (получено-9,0 млн. руб.) и 11,8 млн. руб.в районный бюджет-получено  100%.

Каждому из нас не мешало бы задуматься, пересмотрев свое отношение к уплате налогов, своевременной оплате за потребленные коммунальные услуги, к работе с населением.

Многие из глав сельских поселений в 2015 году кардинально изменили свой подход к выполнению этой задачи, но необходимо еще более активно работать с населением, крестьянско-фермерскими хозяйствами и руководителями предприятий, проводить разъяснительную работу и налаживать взаимоотношения.

Мы должны наладить свою работу так, чтобы суметь превысить плановые показатели не на единицы, а на десятки процентов. Но для того, чтобы прийти к этому результату, Администрации района, главам поселений, руководителям предприятий и, конечно, всем нам, жителям, предстоит много и упорно работать. И, думаю, миллионы стимулирующих субсидий, направленных на развитие района, должны стать хорошим стимулом для этого.

Инвестиции

В 2015 году на решение социально-значимых  проблем было запланировано и освоено 40,8 миллионов  рублей:

За отчетный период на территории района введено 1926,7 квадратных метров жилья, план по вводу жилья выполнен на 110%.

В рамках реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Самарской области на 2014-2020 годы» произведена модернизация  всей морально и физически устаревшей системы теплоснабжения в селе Никитинка, центральное теплоснабжение переведено на автономное-модульное.

В своём послании Губернатор отметил «В связи со строительством новых спортивных сооружений произошёл прорыв в развитии массового спорта  на территории Самарской области» .На территории района  в 2015 году построена одна универсальная спортивная площадка в селе Тёплый Стан- всего  введено в эксплуатацию на территории района уже три универсальные спортивные площадки. В 2016 году планируется строительство ещё двух однотипных спортивных объектов –в селе Никитинка и  селе Берёзовка.

Вопрос  о состоянии дорог  был и остаётся до настоящего времени  одним из самых острых. Впервые с 2014 года начали поступать финансовые средства  в муниципальные дорожные фонды поселений и появилась возможность улучшения состояния улично-дорожных сетей и проведение мероприятий по безопасности дорожного движения.

В отчетном году поступило в дорожный фонд 5,5 млн.рублей. Из них освоено 3,5 млн.рублей, в том числе:

—  на содержание дорог общего пользования местного значения 954 тыс.рубля;

—  на разработку схем дислокаций дорожного движения в сельских поселениях 166 тыс.рублей;

— на приобретение дорожных знаков, соответствующих новым требованиям – 820 тыс.рублей;- на разработку проектно-сметной документации и на ремонт улично-дорожных сетей – 1,6 млн.рублей;

— отремонтирована  подъездная дорога  к школе в с.Никитинка, подъездные дороги школьного маршрута к с.Мулловка, с.Горностаевка,

— отсыпана грунто-щебнем  дорога по ул.Почтовой и Рождественской в с.Красные Дома, ул.Комсомольская  в с.Сухие Аврали, ул.Садовая в с.Берёзовка,

— разработана проектно-сметная документация на строительство дороги в с.Красное Поселение ул.Центральной, произведено благоустройство территорий фельдшерско-акушерских пунктов в с.Берёзовка, с.Сухие Аврали. Работа в этом направлении продолжится и в 2016 году.

В целях безопасности дорожного движения планируется выполнить работы по устройству тротуара по ул.Школьной, произвести устройство дороги в с.Елховка по ул.Комсомольской и ул.Рождественской в с.Красные дома.

С 2014 года началась реализация  региональной программы  капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области.

В рамках  реализации  программы на территории  района было запланировано  отремонтировать десять многоквартирных домов, в том числе в с.Елховка — два жилых дома, в с.Берёзовка –пять жилых домов, в с.Знаменка -2 жилых дома, в с.Никитинка-1 жилой дом. В настоящее время отремонтированы семь, три находятся в стадии завершения. Фондом капитального ремонта были выделены финансовые средства в размере 13,5 млн. рублей.

В соответствии с действующим законодательством, на всех собственников квартир возложены обязанности по оплате взносов за капитальный ремонт. Необходимо отметить отрицательную динамику в отношении поступления взносов за капитальный ремонт общего имущества на счёт регионального оператора, что впоследствии может отразиться на дальнейшем финансировании  и реализации Программы. Необходимо всем главам поселений проводить  на подведомственных территориях разъяснительную работу с населением, проживающим в многоквартирных домах и держать это под особым контролем.

Ситуация в сфере ЖКХ у нас  самая сложная. Износ основных средств  в системе ЖКХ  превышает 60 % и поэтому  в таких условиях работа по наведению порядка приобретает особое значение. Управляющая компания, представляющая услуги теплоснабжения и водоснабжения на  территории муниципального района осуществляет свою деятельность на основании краткосрочных договоров аренды  объектов коммунального комплекса (11 мес.) и вкладывать собственные средства считает нецелесообразным. В настоящее время  передать в долгосрочную аренду объекты коммунального комплекса не представляется возможным,  в связи с отсутствием правоустанавливающихдокументов. С 2015 года главами сельских поселений уже начата работа в этом направлении, поэтому прошу всех глав сельских поселений и в 2016 году активизировать работу по оформлению правоустанавливающих документов на объекты коммунального комплекса. На подготовку  к отопительному сезону в 2015 году затрачено 421,5 тыс.руб.

Выполнены работы по гидродинамической очистке 2-х скважин в селах Сухие Аврали и Мулловка.

Установлены памятники погибшим воинам в Великой отечественной войне в селе Мулловка и Березовка за счет средств спонсорской помощи.

Произведен восстановительный ремонт заборных скважин в селе Красное Поселение и поселке НижняяКондурча за счет средств резервного фонда Самарской области на условиях софинансирования  в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций в условиях маловодья.

В настоящее время проводится активная работа по привлечению инвестиций на строительство водозабора с водоводом и очистных сооружений для районного центра села Елховка.

Бюджет

Основным направлением бюджетной политики муниципального района, реализуемой в 2015 году, стало обеспечение условий для устойчивого экономического развития района, реализация ключевых приоритетов социально-экономического развития, повышения эффективности бюджетных расходов, увеличения налогового потенциала, обеспечения дополнительных поступлений в бюджет района за счет средств от использования муниципальной собственности.

Общий объем доходов районного бюджета за 2015 год составил 117,0 млн.рублей. В общем объеме доходов собственные доходысоставили 24%, 76%- безвозмездные поступления в бюджет.

За 2015 год план поступления единого сельскохозяйственного налога выполнен на 55%, недополучено в бюджет района 131,0 тыс. рублей.

Всего на 54 % исполнен план по неналоговым доходам бюджета района, при плане 12,1 млн. рублей поступило 6,6 млн. рублей-недополучено 5,6 млн. рублей.

Также не дополучены доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в сумме 924,0 тыс. рублей.

Всего на 19,5% выполнен план по поступлению доходов от реализации имущества, находящегося в собственности района, при плане         реализации имущества 5,4 млн. рублей получено 1,0 млн. рублей  — недополучено 4,4 млн. рублей. Нам необходимо больше внимания уделять  работе с наполняемостью бюджета.

Расходы бюджета  за 2015 год составили 124,8 млн.рублей.

Основными приоритетными отраслевыми разделами расходной части бюджета являются:

-социальная политика       -35,8млн.руб,28,7% от общих расходов

-образование                                 -21,0млн.руб, (16,8%)

-общегосударственные вопросы  -28,5млн.руб,(22,8%)

-национальная экономика             -10,0млн.руб. (8,0%)

-жилищно-коммунальное хозяйство-12,6млн.руб. (10,1%)

-культура                                         -10,7млн.руб, (8,6%)

Основной целью налоговой политики муниципального района Елховский на среднесрочную перспективу является дальнейшее развитие доходной базы бюджета района. В этой связи, необходимо отметить следующие основные задачи налоговой политики на 2016  год и плановый период 2017 -2018  годов:

— Увеличение собираемости налогов на территории района, формирующих доходную базу местного бюджета;

—  Повышение уровня ответственности главных администраторов (администраторов) налогов, сборов и других обязательных платежей за выполнение плановых показателей поступления доходов. Налоговым органам, как основному администратору, формирующему доходную часть бюджета, как и другим администраторам поступлений, необходимо выстроить с плательщиками работу по укреплению дисциплины платежей, созданию условий, способствующих росту платежей в консолидированный бюджет.

— Проведение мониторинга предприятий и организаций с целью сокращения задолженности по налоговым платежам, своевременной и полной уплаты текущих платежей, повышения уровня собираемости налогов и сборов.

Учитывая, что до настоящего времени не изжита практика выплаты заработной платы «в конвертах», ведущая к занижению поступлений налога на доходы физических лиц, предстоит реализация мероприятий по выводу «из тени» доходов предпринимателей, легализации заработной платы наемных работников и повышения официальных доходов работающего населения.

В этом направлении должна быть продолжена работа  межведомственной комиссии по улучшению собираемости налогов и сборов в бюджеты всех уровней, ликвидации задолженности по заработной плате и повышению уровня оплаты труда работников организаций муниципального районаЕлховский, направленной на обеспечение легализации заработной платы и своевременности ее выплаты.

Необходимо повысить заинтересованность органов местного самоуправления в увеличении налогооблагаемой базы территорий.

Систематически проводить мониторинг на своих территориях по выявлению обособленных подразделений и предприятий, осуществляющих деятельность на территории района, но не зарегистрированных в налоговых органах по месту деятельности.

Нам необходимо обеспечить преемственность федеральной налоговой политики и политики Самарской области.

Для реализации бюджетной политики в ближайшие годы необходимо решить ряд задач, в частности таких как:

  1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику района, поддержка разработки конкурентоспособной, наукоемкой техники и технологий, модернизации и реконструкции производственных мощностей.
  2. Расширение и рост доходной базы районного бюджета на основе роста налоговых и неналоговых доходов, роста экономики и доходов граждан, совершенствования налогового законодательства, улучшения администрирования налогов.
  3. Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и росту эффективности бюджетных расходов.
  4. Повышение ответственности органов местного самоуправления за полноту сбора платежей на территориях муниципальных образований.
  5. Повышение ответственности администраторов платежей за обоснованность и достоверность планируемых сумм по администрируемым доходам, за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты администрируемых доходов в бюджет.
  6. Улучшение финансовой дисциплины и повышение ответственности по выполнению требований финансово-бюджетного законодательства муниципальными образованиями, контроль за целевым, рациональным и эффективным использованием средств районного бюджета муниципальными учреждениями, а также проверка полноты исполнения функций, возложенных на главных распорядителей бюджетных средств.
  7. Большая часть бюджета должна распределяться по муниципальным  программам, сформированным исходя из основных целей и задач социально-экономического развития района.

Учитывая, что потребность в финансовых средствах, как правило, превышает реально располагаемые возможности бюджета, необходимо предотвращать все возможные риски несбалансированности районного бюджета, в том числе за счет уточнения приоритетных задач, либо сокращение расходов при неблагоприятной динамике доходов.

Агропромышленный комплекс

Несмотря на засуху в 2015 году достигнуты значительные успехи в агропромышленном комплексе района.

Сельскохозяйственные организации сработали с прибылью.Вырос уровень  рентабельности и с учетом государственной поддержки составил более  28%.

Валовая продукция сельского хозяйств во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах составила 667 млн.рублей.

Индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств  в сопоставимых ценах к предыдущему году составил 114%.

Среднемесячная заработная плата  в сельскохозяйственных организациях выросла на 25% к уровню прошлого года и  составила — 11 700руб.

В 2015 году организации агропромышленного комплекса Елховского района,  крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане — владельцы личных подсобных хозяйств получили от государства  24 млн.руб.

Принятые  в 2015 году меры по поддержке отрасли животноводства позволили   увеличить поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств, которое составило на конец года-  3 189 голов, в том числе коров 1641 голов.

Произведено 1691 тонна молока, что на 34% больше к уровню 2014года.

Надой на 1 корову составил 4894 кг, или 130 % к прошлому году.

Положительный рост достигнут за счет увеличения численности коров: крестьянскими (фермерскими) хозяйствами «Ним »  на  27 голов, «Валиев» на 4 гол., «Абдуллаев» на 10 голов.

На 2016 год планируется возобновление работы молочного комплекса в селе Красные Дома  крестьянским (фермерским) хозяйством Ним Татьяна Леонидовна с дальнейшим увеличением поголовья коров до 300 голов.

На базе ООО «Золотой колос» планируется реконструкция и модернизация старых животноводческих помещений с общей численностью поголовья коров на 200 голов.

В  2015 году произведено на убой крупного рогатого скота в живом весе 488 тонн, что в 2 раза больше прошлого года.

Рост обусловлен увеличением численности поголовья  мясного скота в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Зитярев».

Среднесуточный привес по району составил 890 грамм, на 140 грамм больше к уровню 2014 г.

В 2015 году крестьянское фермерское хозяйство «Зитярев Николай Васильевич» ввел в эксплуатацию цех по убою и первичной переработки скота мощностью 5 тонн в смену и начал действовать кормоцех по производству экструдированных кормов производительностью 450 кг/час.

Несмотря на засушливый год, удалось получить хороший урожай зерновых. Валовой сбор зерновых и зернобобовых составил  53 тыс. тонн,  100 % к Соглашению, заключенному между Администрацией района Елховский и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самаркой области.

Урожайность зерновых и зернобобовых составила – 16,1ц/га, при среднем показателе по области 20,8 ц\га,

Выше среднерайонной урожайности зерновых и зернобобовых культур достигли хозяйства ООО «Золотой колос» (22,4 ц/га), ООО  «Тат — Агро» (20,0 ц/га), ОАО «Борма» (19,8 ц/га).

На территории нашего  района урожайность зерновых колеблется от 3 до 23 центнеров  с гектара. Такие результаты только на погоду не спишешь. Мы не можем тратить государственные деньги на хозяйства, которые не вносят минеральные  удобрения и урожайность имеют по 3-5 центнеров.

В 2015 году сельхозпредприятиями  было внесено под озимые и яровые культуры 2620 тонна минеральных  удобрений в физическом весе.

Обновление машинотракторного парка в 2015 году составило 7% по отношению к 2014 году, приобретено 63 единицы сельскохозяйственной техники, на общую сумму 69 млн.руб.. Это позволит увеличить  производительность труда и качество обработки почвы. Надо сократить продолжительность агротехнических работ. Мы от этого много теряем. Мы долго сеем и  долго убираем.

Нам нужно осваивать производство культур, по которым растут продажи. Это горчица, соя, нут. Нужно пользоваться тем, что из-за эмбарго рынок освободился от западных конкурентов.

В 2015 году элитные семена составили 3% от общей потребности семян. Необходимо провести сортообновление   элитными семенами и в 2016 году довести их долю до 10%.

В 2015 году ООО «Колос» построил и запустил в эксплуатацию зерноочистительный комплекс. В этом году они планируют строительство зернохранилища объемом хранения 2тысячи тонн.

В связи с продолжающимся экономическим кризисом, резким снижением платежеспособности населения розничный товарооборот  в целом по Самарской области снизился за 2015 год на 5,4%, по сравнению с аналогичнымпериодом2014года, в Елховском районе оборот розничной торговли  составил 386 млн. рублей, что ниже уровня 2014 года на 8,7%, или на  36,9 млн. рублей.

Численность постоянного населения муниципального района Елховский (по данным похозяйственного учета) увеличилась за 2015 год на 170 человек. В 2015 году уменьшился рост рождаемости, зарегистрировано на 22 акта о рождении меньше, чем в 2014 году, а также увеличился рост смертности — на 23 акта о смерти больше, чем в предыдущем периоде.

В рамках реализации подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» в 2015 году социальные выплаты на строительство и приобретение жилья предоставлены 4 молодым семьям района на сумму 1,3 млн.рублей. (в 2014г.-4 семьи).

По результатам проведенных процедур торгов приобретено 7 единиц специализированного жилого фонда, для обеспечения жильем детей-сирот по договорам социального найма.

Продолжается работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и граждан к ним приравненых, проживающих на территории района. Обеспечены7 граждан  и освоено 8,4 млн. рублей(100% освоение).

(В 2013-16 граждан, 2014-7 граждан).

Обеспечен жильем 1 труженик тыла (получена социальная выплата за счет средств федерального бюджета и 1 семья, имеющая ребенка инвалида.

Также район участвует в реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в результате 3семьи получили социальные выплаты из 3-х уровней бюджетов на сумму 3,6 млн. рублей, в 2014-22 семьи.

Обращения граждан

В 2015  году к  Главе  района   поступило   499  письменных  и   46   устных обращений граждан.

По сравнению с 2014 годом   произошло     уменьшение   количества  обращений,   а именно: письменных — на 4,4 % (2014 г. — 522), а по устным увеличение  — на24,3 %. (2014- 37)

Анализ писем граждан показал, что  в  2015 году самыми многочисленными являются вопросы  предоставления  земельных  участков  (33,9%  от  общего  количества  обращений). В большинстве обращений затрагивались вопросы земельного урегулирования, согласования границ, выделения земли для развития личного подсобного хозяйства.

Продолжают  поступать обращения по вопросам ремонта домовладений, улучшения жилищных условий, предоставления жилья участникам Великой Отечественной войны и  приравненным  категориям  — 14,6 %.

Актуальными остаются вопросы переселения из ветхого жилья, газификация домовладений,  восстановление водоснабжения.

Социальная сфера

Социальная сфера охватывает всё пространство жизни человека – от условий его труда и быта, охраны здоровья и образования, до

сферы оказания услуг культуры и социальной защиты.

От эффективной работы вышеперечисленных структур напрямую зависит качество жизни нашего населения.

Сегодня за развитие и качество здравоохранения, образования, социальной защиты в большей части несёт ответственность региональная власть.

За развитие культуры, спорта, молодёжной политики отвечает муниципалитет.

Расходы бюджета района на социальную политику в 2015 году составили 35,8 млн.рублей  или 28,7% от общих расходов нашего бюджета и это не малые средства для нас.

Одним из стратегических направлений политики Губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина является система «Образования».

На протяжении последних лет общая численность учащихся по району остается стабильной (814-816 человек). На территории района функционируют 6 Государственных бюджетных общеобразовательных учреждений в статусе юридических лиц с 6-ю дошкольными отделениями и одним отделением дополнительного образования детей, которые занимают 16 объектов муниципальной собственности, содержание которых обходится нашему бюджету в сумму около 21-го миллиона рублей или 16,8% (от расходов бюджета).

Администрация района, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сохраняет все позиции бюджета отвечающие за стабильное функционирование наших образовательных учреждений, не взирая на то, что по некоторым образовательным учреждениям крайне низкая наполняемость классов,например:

с. Т.Стан- наполняемость – 5 учеников

с.Мулловка– 3 ученика

с.Борма – 7 учеников

                        д/сад с.СухиеАврали– 6 воспитанников

И это при нормативной наполняемости 25 человек. Этот вопрос требует особой проработки и,в связи с назревшей оптимизацией расходов бюджета,принятия конкретных решений,так как содержание здания в селе Тёплый Стан в год обходится бюджету в сумму 1,3 миллиона рублей.

Все мы понимаем, Образование играет определяющую роль для каждого человека. Только образованные люди добиваются успеха, становятся востребованными на производстве, вносят вклад в развитие родного края.

Мы с гордостью отмечаем, что уровень и качество знаний год от года растут, молодёжь получает хорошие стартовые позиции в жизни. Впервые за последние 3 года в 2015 году 3 выпускника – медалиста,  и все они из Елховской школы.

Наивысший бал по русскому языку (98) получила ученица Лебеднова Юлия, которую подготовила Куразеева Наталья Григорьевна, учитель русского языка и литературы.

В 2015 году из 40 выпускников 11 классов 67,5% или (27 чел.) поступили в учреждения высшего профессионального образования, 25% — в учреждения среднего профессионального образования.

Эти цифры говорят о качестве образования, которое получили дети в образовательных учреждениях нашего района.

Развивается система дополнительного образования, ей охвачено 89% учеников. Особенно активно осваивается учениками новое техническое направление робототехника, которое формирует необходимые навыки владения новыми информационными технологиями, что востребовано сегодня рынком труда.

Качественное образование немыслимо без высококвалифицированного и талантливого учителя, у нас 44% педагогов имеют квалифицированные категории, 47% имеют Государственные награды. Педагоги района принимают участие в конкурсах, в 2015 году участвовали более чем 40 конкурсах различного уровня и направленности.

Премия Губернатора Самарской Области за реализацию долгосрочной воспитательной программы была присуждена Мартыновой Наталье Валентиновне, педагогу дополнительного образования детей.

Но сегодня мы должны сказать и о том, что в системе образования почти  20% педагогов пенсионного возраста и мы

должны системно заниматься обновлением кадрового потенциала.

 

В последующие годы нам предстоит осуществить капитальный ремонт ещё 3 школ (с.Берёзовка, с. Красные Дома, с.Никитинка) и продолжить строительство 2- ой очереди образовательного центра в селе Елховка. Над чем мы и будем работать с министерством образования и науки Самарской области.

Здравоохранение

Здравоохранение имеет огромное значение в нашей жизни – и это очевидно, мы все когда – либо становимся пациентами и обращаемся к врачебной помощи. И от её качества зависит наше дальнейшее здоровье, а иногда и жизнь. Кого – то услуги медиков устраивают, кого – то нет. Но нельзя забывать и о том, что забота о здоровье – это самая главная обязанность любого из нас, а иногда мы не можем граждан заставить пройти самые простые обследования – флюорографию, и у нас в районе, к сожалению есть случаи смертельного исхода в 2015 году 2 человека умерли от туберкулёза, четвёртая часть населения так и не прошли флюорографическое исследование, совместно с главами сельских поселений это необходимо решить любыми способами. У нас велика доля лиц инфицированных ВИЧ заболеванием всего в районе их 106 человек (или 1,08%) они общего числа населения района, 48 человек из которых требуют пристального наблюдения и лечения.

Нас пугает цифра смертности от токсических отравлений – это 10% от общего числа умерших по району, в связи с этим сложившимся фактором необходимо соответствующим службам усилить контроль на территории района за рынком сбыта нелицензированной алкогольной продукции.

Но есть и хорошие показатели, охват диспансерными осмотра

ми взрослого населения составляет 100%.

За последние 2 года в связи с комплексом своевременных диагностических и лечебных мероприятий на 20% сократилась смертность от таких заболеваний как: инфаркт, инсульт, на ранних стадиях выявляются онкологические заболевания, что позволяет легче и результативнее лечить.

Прошедшие сходы граждан вызвали нарекания жителей в адрес ЦРБ – это необходимо принять и по возможности поправить ситуацию.

Необходимо продолжить работу по укомплектованию ЦРБ врачами узкой специализации.

            Культура

Сфера культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, фактором образования и организации жизни нашего общества. За последние годы кардинально изменился взгляд на отрасль культуры, актуализировалось понимание её важности и роли в формировании Российской Государственности.

Расходы бюджета на отрасль культуры составляют более 10 млн. рублей. Наш район выполняет показатели по выплате заработ ной платы работникам культуры согласно Указа Президента РФ.

Создано 62 клубных формирования, в которые вовлечено 565 участников художественной самодеятельности изниз 340 человек детей.

Проведено 1790 различных мероприятий, в том числе 500 платных, которые посетили в суммарном исчислении 52270 чел.( 1 житель – 5раз побывал на мероприятиях).

Библиотеки района по рейтингу показателей занимают 11 место из 27 библиотек муниципальных районов Самарской области, это говорит об эффективной и грамотной организации труда этого

подразделения.

В нашем районе осуществляет деятельность Елховская детская школа искусств, которая полностью содержится за счёт средств бюджета района и обходится бюджету в 4 миллиона  рублей.

В 3-х отделениях (музыкальное, художественное, театральное)занято 96 ребят, есть тенденция к увеличению учащихся, в том числе с периферии. Родители заинтересованы в дополнительном образовании своих детей,воспитанники школы активно и с успехом участвуют в областных  и всероссийских конкурсах и фестивалях Мустафин Роман в 2015 году награждён Дипломом 1 степени VIмеждународного конкурса – фестиваля «Волна успеха», в сольном инструментальном исполнении (гитара).

Железнова Анна и Хафизова Эльвира – дипломанты зональных конкурсов для фортепианных отделений Северного межтерриториального ресурсно-методического центра.

Молодёжная политика и спорт

Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь нашего района. В настоящее время в Елховском районе проживает молодых людей в возрасте от 14до 30 лет – 1886 человек, что составляет 19,3%.

Мощным средством приумножения физического, нравственного, патриотического потенциала является спорт. Спорт – это вопрос здоровья нации. И на протяжении последних лет мы системно подходим к этому вопросу. Ежегодно из бюджета на развитие спорта выделяется более 3млн.рублей.

Наша команда « Феникс» в 2015 году в областной спартакиаде среди муниципальных районов Самарской области по футболу заняла 3 место  и  вышла в высшую лигу, так же стала победителем межмуниципального турнира « Пестравка – Елховка».

Районные команды детей принимают активное участие в областных турнирах «Золотая Шайба» и «Лето с футбольным мячом».

В районе активно функционирует 3 спортивных универсальных площадки. В настоящий момент в министерство спорта представлены документы на строительство ещё 2-х площадок с.Берёзовка и с.Никитинка.

Социальная защита населения

В структуре населения нашего района пенсионеры занимают более 30%, семьи с детьми -20%, данные категории требуют пристального внимания и поддержки со стороны государства.

Пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми назначаются более 78 видов социальных выплат на общую сумму в год около 80 миллионов  рублей.

Лидирующее место занимают выплаты, направленные на поддержку семей с детьми – 37% (3000 получателей) 2 место – это выплаты гражданам, имеющим награды и заслуги.

В 2015году 26 семей родивших 3-ого и последующих детей получили семейный капитал из средств областного бюджета на сумму 2,6 миллиона рублей. Сегодня в районе нет очерёдности на социальное обслуживание, на дому обслуживается 624 пенсионера и инвалида, из них участники и инвалиды ВОВ обслуживаются бесплатно.

Отделением социальной реабилитации обслужено около 500 человек, которые получили комплекс различных лечебно-профилактических культурно-досуговых мероприятий.

39 малообеспеченных семей получили материальную помощь в виде социального контракта (приобретение коров, пчёл, теплиц для выращивания овощей).

Материнство и детство

Одним из основных направлений работы материнства и детства является правозащитная деятельность, направленная на защиту законных прав и интересов несовершеннолетних детей и детей оставшихся без попечения родителей.

В 2015 году органами опеки рассмотрены 3 дела о лишении родительских прав, выявлены 8 детей оставшихся без попечения родителей, все они устроены в приемные семьи. За злостное уклонение от уплаты алиментов к уголовной ответственности привлечены 8 родителей.

В течение 2015 года дети сироты с территории района в детские дома не направлялись, не было зафиксировано  случаев отказа от детей при рождении, а также не было выявлено случаев жестокого обращения с детьми.

Достижению этих целевых показателей способствует проведение ежеквартальных заседаний с участием специалистов по вопросам семьи и демографии, центра «Семья», участковых уполномоченных полиции, инспектора ПДН и общественности.